За каменты отдельное. Danke im voraus.
29 фотографий. Без подписей.
Да я лентяй
Коллажик с пространными рассуждениями на тему окологотической архитектуры в придачу.
Чем больше я задумываюсь, почему люблю готический стиль в архитектуре, тем больше убеждаюсь в том, что просто потому, что его не было в России. Были резиденции в стиле Барокко, бессмертный сотню раз Нео Классицизм, а вот Готики не было.
Она поражает своей нелогичностью. Узкие, стрельчатые арки, для которых нужны контр-форсы. Практически полное отсутствие фресковой живописи, при обилии витражей и скульптур, в которых почти нет светлых образов, как будто человеческие грехи и пороки едва коснувшись собора, обратились в камень. И так странно понимать, что люди, как и в те времена, так и сейчас верят, что от зла надо защищаться злом. Темные, мрачные, словно покрытые драконьей кожей громады кажутся чужими, непонятными и оттого притягательным.
Когда стоишь в проходе, между скамей Фрайбуржского собора, смотришь на алтарь, взгляд сам тянется вверх, в бесконечность сводов. Там темно, несмотря на электрические лампы, неуютно, там не по себе, и от этого чувства захватывает дух. Там пахнет чем-то очень древним, чем-то тяжелым: сотнями жизней положенными на строительство, огромным трудом, камнем, свечным воском, благоговением, граничащим со страхом. Разноцветный свет как будто осязаемый, он будто заполняет пространство, не оставляя места воздуху. И когда несмело касаешься пальцами колонн, они кажутся очень тёплыми и как будто дышат. И весь мир снаружи, вдруг замирает, вслушиваясь в это дыхание.
Когда поднимаешься на башню, по узкой винтовой лестнице захватывает дух. Время от времени попадающиеся крохотные окошки скорее вводят в заблуждение. Узкие лучи светя скользят по камням и крутым ступеням, и кажется, что уже все, осталось немного, но вверх тянутся еще десятки ступеней. 207 штук. Успеваешь немыслимо устать, немного испугаться, и захлебнуться чувством восхищения. Когда поднимаешься по этой лестнице не думаешь о башне в 116 метров достроенной уже в 1330 году, не думаешь о семидесятиметровой высоте, на которую позволяют забраться лестницы, думаешь только о непонятно почему сбившемся дыхании и вместо того, чтобы держаться за перила, держишься за стены, касаясь чуть грубоватых камней. Чем выше тем уже становится лестница, и вдруг понимаешь, насколько миниатюрные в те времена были люди.
Когда потом смотришь на город в обрамлении крестоцветов на две башни у клироса. На уползающие вдаль улицы, крыши домов, маленьких людей на площади, представляешь себе, какой была жизнь тогда, под присмотром горгулий и церкви.
И поражаешься, что тогда, во время второй мировой войны, когда пол Германии сровняли с землей, когда весь мир, кажется, превратился в безразличный каменных жестоких химер, собор выстоял.
И, наверное, тогда, когда не близка тема религии и Бога, особенно остро чувствуешь великолепие этого творения рук человеческих. Мрачное и вместе с тем бесконечно красивое, запечатленное в камне прошлое, которое увидит будущее.